Как в СССР безграмотность ликвидировали: На деле, а не на словах

Взяв власть в свои руки большевики уже в первые годы проделали колоссальную созидательную работу. Стоит отметить, что в странах «развитой демократии» на проведение подобных программ потребовались долгие годы.

Одной из таковых стала программа ликвидации безграмотности.

«Только цифры».

В различных современных описаниях крестьянского быта царской России можно встретить упоминание о том, что в деревнях и селах повсеместно организовывались церковно-приходские школы, обучение, мол, шло полным ходом.
Если не обращать внимания на цифры, то все выглядит вполне прилично.

Но я предлагаю обратиться, в первую очередь, к статистике — так будет наглядней:
— Согласно результатам переписи населения, которая была проведена в 1897 году, из почти 130 миллионов взрослого населения, проживавшего в сельской местности, грамотных было чуть более 20 процентов.
В то же время об уровне грамотности ничего не говорится. Вполне вероятно, что в таковые могли записать и тех, кто мог ставить крестик вместо росписи в документе.
— Прошло 20 лет — уровень грамотности чуть подрос и составил около 27%.

На тот момент времени Россия занимала последнее место среди европейских держав относительно параметра грамотности.
— Появляется резонный вопрос — что и кому преподавали в тех самых церковно-приходских школах? И так уж ли много общего меж «законом Божьим» и грамотностью?

В СССР.

Вопросом повышения уровня образования населения большевики озаботились практически сразу — уже в декабре появился наркомат просвещения, главой которого стал А.В. Луначарский, а Н.К. Крупская возглавила в нем внешкольный отдел.

Что интересно, целью большевиков было привлечение масс к осознанному участию в политической жизни страны.
А обучение грамотности — на русском или родном языке — предписывалось гражданам в возрасте от 8 до 50 лет.
Т.е., даже в те времена гражданин в 50 лет рассматривался, как вполне социально активный. Напомню, в наше время 45 лет выглядит серьезным «тормозом» при смене или устройстве на другую работу.

В то же время была проведена перепись населения среди рабочих — выборка касалась граждан начиная с 12 лет.
Уровень грамотности среди них составил более 60%.

Школьные реформы в первые годы Советской власти.

Много плохого было сказано за последние годы, как о Ленине, так и о большевиках, о его отношении к крестьянству, русскому народу и прочее.
Однако…, нельзя не отметить следующие факты, которые никак не коррелируют с плохим отношением:
— Появилось распоряжение, согласно которому в каждом населенном пункте, в котором неграмотных было более 15 человек, должна была быть открыта школа.
— Помещение для открытия таковой можно было использовать любое удобное — церковные, в том числе. А также частные дома и прочие объекты.
— Обучение проводилось в рабочие дни. Для его проведения у обучаемого сокращали рабочий день на пару часов.

Стоит признать, что с учителями была напряженка и тут новые власти использовали элемент принуждения.
Грамотны гражданин за отказ учительствовать мог быть привлечен к уголовной ответственности.

Безусловно, с внедрением и исполнением такой масштабной программы были и свои проблемы «на местах».
Не просто так появилась в 1920 Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.
Тем не менее, были и позитивные сдвиги — грубо говоря, за какие то три года после революции, в условиях Гражданской войны были открыты более 12 тысяч школ.

Проблемы? Они были — по прежнему не хватало учителей, учебников и прочих принадлежностей. Тем не менее, дело сдвинулось с мертвой точки.
В начале 20-х годов появился первый советский букварь. Правда, назывался он в те времена «Долой безграмотность».
С целью вовлечения в читающий социум периодические издания стали издавать специальные приложения для малограмотных.

До 40% тех, кто прошел обучение, возвращались на них снова — из-за отсутствия практики чтения они теряли навыки. В основном это касалось взрослого населения.

Результаты.

Можно предположить, что целями новой власти был уровень грамотности населения к середине 30-х годов, примерно равный 90%.
Согласно переписи населения за 1937 год уровень грамотности среди мужского населения превышал 80 процентов, женского — около 70.

Благодаря введению всеобщего начального образования была ликвидирована подростковая безграмотность — на сколько это было возможно.
Молодежи стали доступны не только школы, но и техникумы, и вузы.

Позднее была проведена еще одна перепись населения, в которой, если верить источникам, была масса приписок. Однако, даже с их учетом достижения Советской власти в программе ликвидации безграмотности признаны колоссальными.

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.