Операция ВВС США «Месть»: «Охота» на адмирала Ямамото

Воскресным утром 7 декабря 1941 года 353 японских самолета, в пару заходов, пожаловали «в гости» к американцам, в Перл Харбор.
Американцы потеряли несколько кораблей и множество самолетов, понесли серьезные потери в живой силе и утратили господство в воздухе в тихоокеанском регионе.
Налет на Перл Харбор по сей день считается одной из самых позорных страниц в военной истории Штатов.

Ну и разработчик того налета и, в какой то степени вдохновитель — адмирал Ямамото, попал в «американский прицел».
На него началась охота.

Одним из самых интересных моментов в этой истории является, пожалуй, то, что адмирал был одним из самых яростных противников войны с американцами.
Нет, исключительным миролюбием по отношению к Штатам он не «болел», однако вполне оправданно считал, что у Японии недостаточно сил для того, чтобы довести войну с американцами до победного конца.

== Охотники и жертвы.

Почти через полтора года, весной 1943, американской разведке попалась информация, расшифоровав которую, они получили расписание передвижения Ямамото.
Довольно быстро ее изучив, американцы назначили и дату проведения операции — 18 апреля.

Ямамото должен был вылететь из Рабула в Бугенвиль. Накануне японские войска потерпели серьезное поражение во время битвы за Гуадалканал.
Адмирал решил лично провести инспекцию и поддержать солдат и офицеров, которые находились далеко не в лучшей морально-психологической форме.

На перехват адмиральского самолета американцы выделили 10 машин P-38 «Лайтнинг», снабдив их дополнительными баками — перелет был дальний.
Несмотря на это, дефицит топлива не был исключен.

Группу «охотников» разделили на две подргуппы — «киллеров» и прикрытие.

Несмотря ни на что подготовка проходила в спешке — пары самолетов американцы лешились, практически сразу. Один не смог взлететь, второй быстро вернулся на базу из-за неполадок с системой подачи топлива.

В свою очередь, адмирала отговаривали от полета. Но тот, как говорится, решение принял и не планировал его менять.

== Ликвидация.

Группа самолетов адмирала Ямамото состояла из восьми машин. 2 бомбардировщика «Бетти» — на борту одного находился адмирал, на втором — офицеры сопровождения. И прикрытие — шесть самолетов «Зеро» — их атаковали американцы.

Американцы — 3 «киллера» и 14 самолетов «поддержки», те, что сразу атаковали «Зеро» — «встреча» произошла над остров Бугенвиль.

В «процессе» на одном из самолетов «киллеров» была обнаружена техническая неисправность, не позволившая продолжать бой далее. Таким образом, их осталось двое.
Несмотря ни на что, задачу свою они выполнили.
Первый «Бетти» рухнул в джунгли — адмирал был именно в нем. Позднее было установлено, что погиб он еще до падения самолета. Когда его обнаружили, он, как и положено воину, сжимла в руке рукоять меча.

Второй самолет приводнился. Одним из тех, кого удалось спасти стал адмирал Матомэ Угаки. Знаменит тем, что в конце войны принял участие в атаке камикадзе.

== Заключение.

Останки адмирала кремировали и с почестями похоронили в Японии. Посмертно ему было присвоено звание адмирала флота и высшая награда Японии — орден Хризантемы.

Что касается двух летчиков-киллеров, их имена Томас Ланфьер и Рекс Барбер. Кто именно из них двоих сбил самолет адмирала, они выясняли в течении полувека.
В 1975 году один из японских пилотов, входившись в группу прикрытия, насколько сумел, описал картину боя.
Согласно тому описанию адмиральский борт сбил Рекс Барбер.

Несмотря на это Томас Ланфьер продолжал утверждать, что «победитель» именно он.
С помощью дополнительной экспертизы обломков, проведенной в 2001 году было точно установлено, что самолет адмирала сбил именно Барбер.
Правда, сам он этого не узнал, умер в 2001 году, в возрасте 84 лет…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.